Беседа на тему «Патриотизм и историческая память»

09.10.2023

В 5 А классе на уроке ОДНК провела беседу на тему «Патриотизм  и историческая память»

 

Рассказывала детям про роль исторической памяти в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

       Сегодня Россия находится в самом эпицентре политических и экономических противостояний. В мире идет борьба за сферы влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и поэтому возникающие претензии могут в любой момент перерасти в угрозу национальной безопасности государства. Именно поэтому так значимо духовно-нравственное воспитание всего народа, особенно молодежи.

Самой острой проблемой всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще остаётся невостребованным накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт старшего поколения. Значительно утрачены традиции народной педагогики. Идет постоянная подмена понятий и ценностей.

Конечно современной школой накоплен богатый педагогический опыт духовно-нравственного воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта представлены в трудах таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург и другие.

Изучив научную и педагогическую литературу, следует отметить, что основными структурными элементами духовно-нравственного воспитания являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, интернационализм, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, нравственность, искусство, литература, природа, которые находятся в тесной взаимосвязи. Но каждое понятие имеет свое значение.

Но есть проблема. В современное время происходит постоянное извращение понятий, интерпретация событий с точки зрения каждого отдельного индивида исходя из их моральных и нравственных категорий. А кто гарантирует, что эти категории правильные? Где взять для воспитания правильные примеры и образцы поведения?

Я как учитель , вижу это в «исторической памяти». А что такое историческая память? К каким образцам необходимо обратиться, чтобы заложить правильные нравственные, моральные, гражданские основы личности?

Общеизвестным является тот факт, что наличие памяти у человека превозносит его над всеми известными живыми существами, делая его более совершенным. Именно память позволяет нам осмыслено относится к своему прошлому и настоящему, а также саморазвиваться и самоопределяться. В современном гуманитарном знании память – это жизненный опыт, прежде всего одного человека, его знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально.

Тогда как историческая память – это понятие коллективное, заключающееся в сохранении коллективного исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны, наконец, всего человечества.

В современной гуманитарной науке существует множество определений категории «историческая память». Большая часть ученых сходятся в понимании ее как «способности общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания об исторических событиях, исторических деятелях, о национальных героях, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии».

Значение исторической памяти можно сравнить с идентификационным кодом, столь необходимым для сохранения социокультурной идентичности разных народов. Считаю, что в условиях глобализации, стирания национально-культурных различий потребность в исторической памяти как гаранта социокультурной идентичности еще более возрастает.

Коллективная историческая память традиционно рассматривалась как один из ключевых механизмов соединения людей этническими и культурными связями. Так, например, еще в XIX веке основатель философии либерализма Джон Стюарт Милль говорил, что «самой сильной из всех является идентичность политических предшественников; наличие национальной истории, а, следовательно, общие воспоминания; коллективные гордость и унижения, радость и сожаление, связанные с тем, что случилось в прошлом». Культурно-интеграционная функция коллективной исторической памяти во многом объясняется ее ментальной природой, глубинными основами коллективного сознания, из которых произрастает собственно историческое сознание.

Формирование исторической памяти у детей сложный и многогранный процесс. Среди факторов, влияющих на формирование исторической памяти, следует отметить: социально-экономические условия развития общества, идеологические установки, деятельность средств массовой информации и т.д. Начиная с ХХ века, особое место в процессе формирования исторической памяти начинают занимать средства массовой информации. СМИ и Интернет сегодня становятся не просто хранилищем информации, как их иногда пытаются представить. Они сегодня все больше и больше выступают в роли инстанции, формирующей общественное мнение, отношение к прошлой и современной истории. Именно от презентации события в средствах СМИ зависит репрезентация его в памяти людей. Средства массовой информации способствуют созданию и распространению исторических мифов и исторических штампов. В частности, современные молодые люди, видя на книге, статье или фильме отметку «исторический», автоматически соотносят представленные данные с исторической реальностью, воспринимая предложенную картину как происшедшую в действительности. Согласно мнению исследователей, у молодежи не сформированы качества, которые способствовали бы развитию критического мышления в оценке исторических данных, определению составляющих, позволяющих отличить вымысел от факта.

В этих условиях еще больше повышается роль и ответственность за формирование исторической памяти образовательных учреждений. Именно в школе закладывается основа этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения. Традиционно ключевое место в этом процессе отводилось дисциплине «История».

Как сформировать историческую память, патриотическое самосознание, какой выбрать путь, чтобы для девчонок и мальчишек это стало частью их жизни?

И ответ отчасти был найден в изумительном наследии Д.С. Лихачева, он писал, что очень важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти:

памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Дмитрий Сергеевич

Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без неё, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство

Каким образом решается проблема формирования исторической памяти?

В работе по данной проблеме выделяю три основных направления:

изучение исторического и культурного наследия Отечества; изучение истории семьи; изучение истории, культуры и традиций родного края.

Опыт педагогической работы показал, что процесс формирования исторической памяти становится наиболее эффективным именно тогда, когда он выходит за рамки урока. В данном случае имеется в виду внеурочная деятельность, включающая различные формы.

В числе важных мероприятий, формирующих историческую память, хочется отметить экскурсии в музеи Южно-Сахалинска. Эти мероприятия, напрямую (очно) знакомят с памятниками исторического прошлого, безусловно, способствуют формированию исторического сознания, необходимого условия гражданской идентификации молодых людей.

Мы должны понимать, что в российской межконфессиональной культуре историческое сознание плотно пересекается с религиозным сознанием. Отечественная историческая память – раскрывается на занятиях внеурочной деятельности ОДНКНР и ОРКСЭ . Занятия возможность учащимся соприкоснуться с религиозной духовной культурой, ее ценностями, сориентироваться в сложных вопросах института религии, его истории становления и развития. Ежегодная подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде по ОПК позволяют расширить кругозор ребенка в вопросах культурного наследия. Это особо актуально при нашей оторванности от культурных исторических религиозных центров.

Как один из вариантов формирования исторической памяти хочется привести в пример апробированный в нашей школе курс внеурочной деятельности направленный на развитие семейной культуры «Нравственные основы семейной жизни». В основу курса заложены исторически традиционные нормы морали с опорой на православие.

Знакомство учащихся в ходе выездных лекций-экскурсий с историческим прошлым в разных его проявлениях, безусловно, играет свою роль в формировании исторической памяти. Но какой бы увлекательной и интересной историческая информация ни была, для детей она остается только информацией, если не переживается ими, не проходит так называемую личностную примерку.

В свое время, определяя психологические характеристики личностного поведения или деятельности, Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником собственного поведения и деятельности, он поступает личностно. Представляется, что при формировании исторической памяти очень важно использовать опыт психологов, призывающих следовать условиям, при которых учащиеся могли чувствовать себя «источником собственного поведения», в частности не потребителем, а «носителем исторической памяти».

Первое условие - это формирование у учащихся внутренней мотивации для обращения к исторической памяти. Для формирования устойчивого интереса детей к историческому прошлому используется формат: «познавая историю - познаю себя».

Наиболее успешным данный формат выглядит, если его исходным материалом служит история своего края, своей семьи. Так, например, в рамках таких мероприятий , как краеведческая конференция «Моя малая Родина», учащиеся ежегодно обращаются и изучают историю своей малой родины и семьи. Они самостоятельно подбирают материал, позволивший им реконструировать региональную историю, знаковые события и памятники малой родины, современное состояние родных городов, генеалогическую историю своего рода. Именно подобные лично ориентированные проекты помогают лучше усвоить теоретический материал, сделали его восприятие осмысленным, личностно значимым.

Второе условие - развитие у учащихся способности к критическим суждениям. При реализации второго условия мы отталкивались от целей современного образования, основанных на принципе «учить не науке, а учить учиться». Формирование критического мышления – одна из задач интерактивных занятий по гуманитарным дисциплинам, проводимых, как правило, в форме круглого стола. Отрабатывать и демонстрировать критическое мышление учащимся позволяют и научно-исследовательские конференции, в ходе которых они представляют свои исследования по заявленным проектам. Конференция – именно тот формат, который предоставляет ученику возможность не только выступить с докладом, но и поучаствовать в дискуссии, поспорить, отстаивая свою позицию по той или иной теме.

Третье условие - развитие у обучающихся самобытности и самоценности. При реализации данного условия в ходе учебно-воспитательной деятельности используются технологии самоорганизации и саморазвития личности. Технология самоорганизации личности на семинарах включает целеполагание и постановку задач, формирование самоуправляющих механизмов личности по типу проактивности, воспитание у учеников доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

Оценить уровень сформированности исторической памяти помогают такие проекты как:

-Большой этнографический диктант,

-Диктант победы,

В рамках этих проектов учащиеся проверяют свои знания по истории своего края, знаковых исторических событий и имен России.

Говоря о формировании исторической памяти как составляющей учебно-воспитательной деятельности школы, нельзя не отметить все более возрастающую роль самого учителя, его роль, прежде всего, как личности, обладающей определенной культурой мышления, системой ценностей. Необходимо подчеркнуть, что в современной модели образования на первый план выдвигается не традиционное восприятие преподавателя как профессионала в определенной области знаний, а, прежде всего, его значимость как личности с определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями. В современной личностно ориентированной модели образования учитель должен не только передавать знания, а прежде всего, приобщать его к культурному пространству родины.

Таким образом, приоритетная цель образования – это формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, важной составляющей которой должна быть историческая память. Усилий одних преподавателей-гуманитариев не достаточно в решении подобной задачи, в частности формирования исторической памяти. Безусловно, активную помощь в решении данной задачи должно оказать государство и соответствующие образовательные структуры. Только в их компетенции создание единой стратегической базы и условий формирования культурно-исторического сознания молодежи.